Карта водителя — что это такое, где оформить и как пользоваться
Государство обеспокоено безопасностью дорожного движения, ввиду чего для сокращения уровня смертности и травматизма на дорогах появилось требование по оснащению автотранспорта массой свыше 3,5 тонн тахографами. Эти бортовые самописцы в автоматическом режиме регистрируют продолжительность нахождения водителя за рулем, без такого оборудования отправиться в рейс не получится. Но установка тахографа — только полдела, поскольку от бортового самописца без водительской карты-идентификатора пользы немного.
Что такое карта водителя?
По сути, это пластиковый носитель определенного формата со встроенным электронным чипом — на нем записаны персональные водительские данные. Благодаря этому при установке в бортовой самописец происходит идентификация и аутентификация человека за рулем. Таким образом, чип-карта представляет собой уникальный идентификатор, при помощи которого регистратор опознает лицо водителя. При отправке в рейс наличие тахокарты так же важно, как и водительское удостоверение. Если у водителя ее нет, то самое время получить этот идентификатор.Смарт-карта хранит сведения о продолжительности управления автомобилем, соблюдении скорости и других параметрах движения. |
В случае ДТП данные на ней могут послужить подтверждением невиновности водителя, поэтому помимо обеспечения работоспособности тахографа карта может рассматриваться как улика в суде. Для считывания информации с носителя и записи данных на карту она должна быть помещена в слот тахографа, после чего водителю потребуется ввести уникальный пин-код. После установления личности того, кто поведет транспортное средство, можно отправляться в путь.
Кого закон обязывает получать карту?
На волне ажиотажа некоторые автовладельцы оснащают личные легковые машины тахографами и спешат обзавестись чип-картами. Однако, согласно требованиям закона, оформлять тахокарту нужно только водителям определенных категорий автотранспорта. Например, такая процедура считается обязательной для водителей большегрузных авто.Речь идет о крупнотоннажном транспорте категорий N2 и N3, который эксплуатируется для транспортировки опасных и неопасных грузов. |
Категории обозначенного автотранспорта отличаются грузоподъемностью: в первом случае она составляет 3,5-12 тонн, а во втором — свыше 12 тонн. Независимо от категории грузовика водитель в рейсе должен иметь при себе чип-карту.
Аналогичное требование выдвигается и к водителям пассажирского автотранспорта. Речь идет об автобусах категорий M2 и M3, с массой в пределах 5 тонн и рассчитанных на 8 посадочных мест без учета кресла водителя (он — девятый). |
Независимо от того, кем оформляется чип-карта, заказчик может быть уверен в сохранности записанных данных, поскольку информация на носителе содержится в зашифрованном виде.
Чем грозит езда без карты?
Оформление идентификатора водителя сопряжено с определенными расходами, поэтому некоторые дальнобойщики стремятся обойтись без персонального идентификатора. Однако сэкономить время и деньги таким способом не получится:
|
Его размер варьируется в широком диапазоне в зависимости от статуса лица, допустившего правонарушение:
- водителю присуждается штраф 3-5 тыс. руб.;
- должностному лицу — 7-10 тыс. руб.;
- индивидуальному предпринимателю —15-25 тыс. руб.;
- юридическому лицу — 20-50 тыс. руб.
Законом предусмотрены не только санкции по отношению к нарушителям, но и исключения, при которых ответственность не наступает. Например, использование автотранспорта без чип-карты возможно, но только в том случае, если персональный идентификатор был поврежден или утерян. Во избежание штрафа водитель должен подтвердить этот факт инспектору ГИБДД документально, предоставив тому соответствующую справку о повреждении или утере электронного ключа, а также о том, что чип-карта в данный момент находится на изготовлении. При наличии этих справок эксплуатировать ТС без тахокарты можно только в течение 15 дней, именно столько отводится законом на изготовление дубликата.
Рекомендации по эксплуатации карты
- Перед началом движения нужно вставить идентификатор в слот тахографа. Если транспортным средством управляют два водителя, то в тахограф устанавливаются обе карты.
- Ввести PIN-код.
- Указать по запросу устройства род деятельности и название места, откуда автомобиль отправляется в путь.
- После остановки автотранспорта вынуть чип-карту из слота тахографа, указать координаты, где была совершена остановка.
- По требованию инспекторов ГИБДД предоставить доступ к тахографу или распечатку данных с устройства.
Определенные нормы должны соблюдаться не только при использовании, но и при хранении чип-карты. Чтобы защитить ее от повреждений и кражи, хранить изделие необходимо в конверте в недоступном для посторонних лиц месте. Также водитель должен следить за актуальностью тахокарты. Не стоит дожидаться окончания срока ее действия — лучше за 30 дней до его истечения заказать замену идентификатора.
При использовании карты нужно иметь в виду еще и то, что считывание данных с нее должно происходить не реже 1 раза в 28 дней. Более детально правила использования цифрового ключа изложены в приказе Минтранса №440 (см. пункт 12 Приложения №3).
Что водителям запрещено
При эксплуатации автотранспорта с тахографом необходимо соблюдать определенные ограничения.Водителям запрещено выполнять следующие действия:
- эксплуатировать бортовой самописец после окончания срока его действия;
- использовать неисправный или подвергшийся модификации тахограф;
- садиться за руль без смарт-карты;
- извлекать карту из слота самописца во время движения;
- блокировать или фальсифицировать данные;
- уничтожать сведения, записанные на накопителе устройства или на самой карте.
Эти требования призваны обеспечить работоспособность оборудования и точность регистрируемой информации.
Карта водителя: условия выдачи
|
Типы смарт-карт
Чтобы правильно оформить цифровой «паспорт» водителя, необходимо знать географию рейсов. Если вам предстоят поездки в пределах России, тогда нужно заказывать карточку СКЗИ. Для международных рейсов понадобится чип-карта ЕСТР, при этом важно понимать, что тахокарта СКЗИ и карта ЕСТР не являются взаимозаменяемыми.Различаются карты не только назначением, но и нюансами оформления:
- язык. На СКЗИ-носителях вы увидите только кириллические буквы, на ЕСТР — кириллические буквы + латинские;
- взаимодействие с тахографом. При помещении в слот карты СКЗИ, понадобится ввести пин-код. Для международных тахокарт данный элемент защиты не предусмотрен;
- стоимость изготовления идентификатора. Международная карточка стоит дороже.
Что требуется для оформления тахокарт
Помимо оплаты за изготовление цифрового ключа заявитель должен предоставить определенный пакет документов:
- водительское удостоверение;
- паспорт с пропиской;
- подлинник СНИЛС;
- оригинал ИНН;
- «старая» тахокарта (при ее обновлении).
Если речь идет о восстановлении поврежденного или утерянного идентификатора, так же необходимо будет предоставить «старую» чип-карту или заявление о потере документа.
Заявление об изготовлении тахокарты заполняют сотрудники «Балтавтоматики» — не клиент. Фотоснимок водителя мы также делаем сами прямо в офисе (это бесплатная услуга).
Компания «Балтавтоматика» — лучший выбор для водителей
Наша калининградская компания является аккредитованной мастерской по ремонту и обслуживанию тахографов. «Балтавтоматика» внесена в реестр таких же специализированных организаций и имеет лицензию от ФСБ, что является обязательным условием для мастерской, уполномоченной изготавливать смарт-карты.
Помимо законности процедуры мы гарантируем оперативность изготовления (2-4 недели). В стоимость услуги также входит сервис СМС-оповещения, информирующий заказчика о том, что можно забрать чип-карту сразу же после выпуска. Чтобы заказать изготовление карты водителя, не нужно предварительно записываться по телефону — сразу два наших специалиста обслуживают посетителей в порядке живой очереди. А для клиентов, чей график очень плотный в будни, мы работаем по субботам.