Карта водителя — что это такое, где оформить и как пользоваться

Государство обеспокоено безопасностью дорожного движения, ввиду чего для сокращения уровня смертности и травматизма на дорогах появилось требование по оснащению автотранспорта массой свыше 3,5 тонн тахографами. Эти бортовые самописцы в автоматическом режиме регистрируют продолжительность нахождения водителя за рулем, без такого оборудования отправиться в рейс не получится. Но установка тахографа — только полдела, поскольку от бортового самописца без водительской карты-идентификатора пользы немного.

Что такое карта водителя?

По сути, это пластиковый носитель определенного формата со встроенным электронным чипом — на нем записаны персональные водительские данные. Благодаря этому при установке в бортовой самописец происходит идентификация и аутентификация человека за рулем. Таким образом, чип-карта представляет собой уникальный идентификатор, при помощи которого регистратор опознает лицо водителя. При отправке в рейс наличие тахокарты так же важно, как и водительское удостоверение. Если у водителя ее нет, то самое время получить этот идентификатор.

Смарт-карта хранит сведения о продолжительности управления автомобилем, соблюдении скорости и других параметрах движения.

В случае ДТП данные на ней могут послужить подтверждением невиновности водителя, поэтому помимо обеспечения работоспособности тахографа карта может рассматриваться как улика в суде. Для считывания информации с носителя и записи данных на карту она должна быть помещена в слот тахографа, после чего водителю потребуется ввести уникальный пин-код. После установления личности того, кто поведет транспортное средство, можно отправляться в путь.

Кого закон обязывает получать карту?

На волне ажиотажа некоторые автовладельцы оснащают личные легковые машины тахографами и спешат обзавестись чип-картами. Однако, согласно требованиям закона, оформлять тахокарту нужно только водителям определенных категорий автотранспорта. Например, такая процедура считается обязательной для водителей большегрузных авто.

Речь идет о крупнотоннажном транспорте категорий N2 и N3, который эксплуатируется для транспортировки опасных и неопасных грузов.

Категории обозначенного автотранспорта отличаются грузоподъемностью: в первом случае она составляет 3,5-12 тонн, а во втором — свыше 12 тонн. Независимо от категории грузовика водитель в рейсе должен иметь при себе чип-карту.

Аналогичное требование выдвигается и к водителям пассажирского автотранспорта.
Речь идет об автобусах категорий M2 и M3, с массой в пределах 5 тонн и рассчитанных на 8 посадочных мест без учета кресла водителя (он — девятый).

Независимо от того, кем оформляется чип-карта, заказчик может быть уверен в сохранности записанных данных, поскольку информация на носителе содержится в зашифрованном виде.

Чем грозит езда без карты?

Оформление идентификатора водителя сопряжено с определенными расходами, поэтому некоторые дальнобойщики стремятся обойтись без персонального идентификатора. Однако сэкономить время и деньги таким способом не получится:

  • во-первых, без карты водителя нельзя активировать бортовой самописец;
  • во-вторых, эксплуатация транспортного средства с деактивированным тахографом считается административным правонарушением, за которое грозит солидный штраф.

Его размер варьируется в широком диапазоне в зависимости от статуса лица, допустившего правонарушение:
  • водителю присуждается штраф 3-5 тыс. руб.;
  • должностному лицу — 7-10 тыс. руб.;
  • индивидуальному предпринимателю —15-25 тыс. руб.;
  • юридическому лицу — 20-50 тыс. руб.

Законом предусмотрены не только санкции по отношению к нарушителям, но и исключения, при которых ответственность не наступает. Например, использование автотранспорта без чип-карты возможно, но только в том случае, если персональный идентификатор был поврежден или утерян. Во избежание штрафа водитель должен подтвердить этот факт инспектору ГИБДД документально, предоставив тому соответствующую справку о повреждении или утере электронного ключа, а также о том, что чип-карта в данный момент находится на изготовлении. При наличии этих справок эксплуатировать ТС без тахокарты можно только в течение 15 дней, именно столько отводится законом на изготовление дубликата.

Рекомендации по эксплуатации карты

  • Перед началом движения нужно вставить идентификатор в слот тахографа. Если транспортным средством управляют два водителя, то в тахограф устанавливаются обе карты.
  • Ввести PIN-код.
  • Указать по запросу устройства род деятельности и название места, откуда автомобиль отправляется в путь.
  • После остановки автотранспорта вынуть чип-карту из слота тахографа, указать координаты, где была совершена остановка.
  • По требованию инспекторов ГИБДД предоставить доступ к тахографу или распечатку данных с устройства.

Определенные нормы должны соблюдаться не только при использовании, но и при хранении чип-карты. Чтобы защитить ее от повреждений и кражи, хранить изделие необходимо в конверте в недоступном для посторонних лиц месте. Также водитель должен следить за актуальностью тахокарты. Не стоит дожидаться окончания срока ее действия — лучше за 30 дней до его истечения заказать замену идентификатора.

При использовании карты нужно иметь в виду еще и то, что считывание данных с нее должно происходить не реже 1 раза в 28 дней. Более детально правила использования цифрового ключа изложены в приказе Минтранса №440 (см. пункт 12 Приложения №3).

Что водителям запрещено

При эксплуатации автотранспорта с тахографом необходимо соблюдать определенные ограничения.

Водителям запрещено выполнять следующие действия:
  • эксплуатировать бортовой самописец после окончания срока его действия;
  • использовать неисправный или подвергшийся модификации тахограф;
  • садиться за руль без смарт-карты;
  • извлекать карту из слота самописца во время движения;
  • блокировать или фальсифицировать данные;
  • уничтожать сведения, записанные на накопителе устройства или на самой карте.

Эти требования призваны обеспечить работоспособность оборудования и точность регистрируемой информации.

Карта водителя: условия выдачи

  • Впервые получить чип-карту могут лица от 18 лет (если они планируют заниматься грузоперевозками), выходить на пассажирские рейсы можно с 21 года.
  • Заявитель должен иметь водительские права категории «C», «D» или «E».
  • Если податель на карту — не резидент РФ, ему необходимо подтвердить регистрацию в России и факт непрерывного пребывания на ее территории в течение 185 дней.
  • Замены чип-карты может оформляться при утере персонального идентификатора или его поломке (в этом случае необходимо предоставить соответствующую справку или старый «пластик», который больше не выполняет свои функции).

Типы смарт-карт

Чтобы правильно оформить цифровой «паспорт» водителя, необходимо знать географию рейсов. Если вам предстоят поездки в пределах России, тогда нужно заказывать карточку СКЗИ. Для международных рейсов понадобится чип-карта ЕСТР, при этом важно понимать, что тахокарта СКЗИ и карта ЕСТР не являются взаимозаменяемыми.

Различаются карты не только назначением, но и нюансами оформления:
  • язык. На СКЗИ-носителях вы увидите только кириллические буквы, на ЕСТР — кириллические буквы + латинские;
  • взаимодействие с тахографом. При помещении в слот карты СКЗИ, понадобится ввести пин-код. Для международных тахокарт данный элемент защиты не предусмотрен;
  • стоимость изготовления идентификатора. Международная карточка стоит дороже.

Что требуется для оформления тахокарт

Помимо оплаты за изготовление цифрового ключа заявитель должен предоставить определенный пакет документов:

  • водительское удостоверение;
  • паспорт с пропиской;
  • подлинник СНИЛС;
  • оригинал ИНН;
  • «старая» тахокарта (при ее обновлении).

Если речь идет о восстановлении поврежденного или утерянного идентификатора, так же необходимо будет предоставить «старую» чип-карту или заявление о потере документа.

Заявление об изготовлении тахокарты заполняют сотрудники «Балтавтоматики» — не клиент. Фотоснимок водителя мы также делаем сами прямо в офисе (это бесплатная услуга).

Компания «Балтавтоматика» — лучший выбор для водителей

Наша калининградская компания является аккредитованной мастерской по ремонту и обслуживанию тахографов. «Балтавтоматика» внесена в реестр таких же специализированных организаций и имеет лицензию от ФСБ, что является обязательным условием для мастерской, уполномоченной изготавливать смарт-карты.

Помимо законности процедуры мы гарантируем оперативность изготовления (2-4 недели). В стоимость услуги также входит сервис СМС-оповещения, информирующий заказчика о том, что можно забрать чип-карту сразу же после выпуска. Чтобы заказать изготовление карты водителя, не нужно предварительно записываться по телефону — сразу два наших специалиста обслуживают посетителей в порядке живой очереди. А для клиентов, чей график очень плотный в будни, мы работаем по субботам.